Посмотрел видео про вскрытие бортового накопителя параметрической информации (чёрного ящика) с самолёта СУ-24М сбитого в Сирии… 55 минут позора, показанного на весь мир, в прямой трансляции. Как же стыдно за нас, за всю страну!
В самом начале, на 4-й секунде видео, «эксперт» межгосударственного авиационного комитета (МАК) чуть не отправляет под стол чёрный ящик! Подчеркну, что действие происходит в лаборатории, которая является штатным местом МАК для проведения работ по вскрытию и считыванию информации с бортовых накопителей.
Это кухонный стол? Неужели нельзя закрепить корпус при проведении этой ответственной операции? Ну, что-то вроде тисков. Вокруг стоят тоже эксперты и, сложа руки, наблюдают за этим. Пока председатель комиссии явно не говорит второму: «Помоги ему, подержи блок». Тогда тот приходит на помощь:
При вскрытии корпуса используются шлицевые отвёртки «STAYER» серии MAX-GRIP Regular, немецкой фирмы KRAFTOOL I/E GmbH. Импортная шлицевая отвёртка не соответствует по толщине шлицу отечественных винтов. Она просто не лезет в шлиц и несколько раз срывается у «эксперта». Вообще отвёртка у этого левши постоянно гуляет из стороны в сторону, он даже не может держать её соосно с винтом. Вот на раскадровке очень хорошо видно, что отвёртка не садится полностью в шлиц:
Далее начинается ужас: отвёртка не подходит, «эксперт» берёт молоток и начинает забивать её в шлиц… Рука, лицо… Голос за кадром: «Ликбез провести козлам этим! Так можно полтора часа возиться…». Неужели нельзя было использовать подходящие отвёртки, либо придать нужную форму этим на наждаке?
Когда становится очевидно, что шлицы сорваны, появляется аккумуляторный шуруповёрт. Сверло естественно соскальзывает из плоского шлица стальной головки винта в мягкий алюминий корпуса. На второй сверловке садится аккумулятор… Лишь на третьем винте кто-то приносит керн…
Несколько раз перематывал и смотрел повторно. К концу видео, когда «эксперт развинчивает «этажерку» из плат, в кадре видно, что узкую отвёртку подточили на наждаке… Я себе не позволяю так использовать инструмент! Да, даже дома, в своей домашней лаборатории. Я когда-то уволил с работы человека (Витя, прости), который, несмотря на неоднократные замечания, продолжал крутить гайки пассатижами. И тут вижу такой непрофессионализм в прямом эфире в стенах лаборатории МАК!
Несмотря на людей в антистатических халатах и перчатках, при просмотре видео возникает чувство, что это алкаш, Петрович, нашёл на помойке неведомую ему железяку и в компании собутыльников пытается её вскрыть на кухонном столе, в надежде добыть оттуда драгметаллы…
Но это всё цветочки, по сравнению с тем, что я увидел дальше!
Когда «эксперт» поднял крышку и вытащил на всеобщее обозрение электронную начинку, период сокращения сердечной мышцы у меня стал стремиться к бесконечности: я ожидал там увидеть что-то привычное, военное, типа такого:
Но увидел импортные микросхемы FLASH памяти в пластиковых корпусах TSOP-48, размещённые на многослойных печатных платах, соединённых этажеркой… Это же школьники в радиокружке собирали!
В телевизионной передаче "Тайна чёрного ящика", посвященной продукции ОАО «Измеритель», показанной в 2009 году, хорошо видно маркировку микросхем на верхней плате:
Сверху на плате, в корпусе DIP-28, микросхема изолированного интерфейса RS-485/RS-422 MAX1480BEPI американской компании Maxim Integrated. В правой нижней части расположен AVR микроконтроллер в корпусе QFP-44 ATmega162 американской компании Atmel. Открыв документацию не сложно убедиться, что обе микросхемы «индустриального» стандарта: диапазон рабочих температур у них –40…+85°C.
Единственная отечественная микросхема в металлокерамическом корпусе 402.16-32 (с покрытием из золота), как раз и осталась целой. Эта микросхема ещё времён СССР! Микросхемы в таких корпусах, кстати, имеют диапазон рабочих температур –60…+125°C. Да, Петрович, не хватит тебе этих драгметаллов на бутылку водки… Зря ковырял.
Вскрываемый «защищенный бортовой накопитель параметрической информации БАНТ-32-02» был разработан в начале 90-х смоленским ОАО «Измеритель» и согласно заявленным техническим данным выдерживает удар до 1000g, нахождение в очаге огня с температурой 1100° в течение 30 мин и т.п. По сути, это хорошо защищённая «флешка» ёмкостью 64 МБайта. Цена такой «флешки» 460 тыс. руб. (цена на март 2014 г.)
Механическая конструкция защитного кожуха представляет собой тройное вложение (матрёшка) с демпфирующим наполнителем между корпусами. Мы видим, что внешний корпус сильно повреждён. Однако внутренняя «коробка» осталась целой:
Внутренний корпус не повреждён, а «все яйца всмятку»… Как такое может быть? Кому пришла мысль в голову использовать печатные платы (ПП) без какой либо заливки модуля компаундом? Платы, закреплённые по углам на простых стойках, висят в воздухе? Это полный пинцет! Платы разрушились от действия кинетических сил, а не от прямого механического воздействия! Они просто изогнулись, и импортные пластиковые корпуса разлетелись к чёртовой матери! …все полимеры!
На фото также видно, что плата многослойная (предположительно четырёхслойка, в двух внутренних слоях обычно разводится земля и питание в виде полигонов с заливкой по всей площади платы).
Кто догадался использовать «многослойку» в таких тяжёлых условиях эксплуатации? Не нужно получать высшее образование – достаточно набрать в Google запрос «техника разводки печатных плат», чтобы узнать:
«Основная проблема многослоек – значительно худшая долговременная надежность контактов к внутренним слоям в жестких условиях эксплуатации (вибрации, механические нагрузки, термоциклирование). Вызвано это тем, что контакт к внутренним слоям в подавляющем большинстве случаев осуществляется только по тонкому торцу фольги в отверстии. Разница в температурных коэффициентах расширения и модуля Юнга диэлектрика и меди при вибрациях и термоциклировании приводят к образованию отслоений/срезов металлизации.
Двухслойные ПП с металлизацией отверстий – наиболее надежны в жестких условиях эксплуатации. Главный минус двухслоек – трудоемкость (дороговизна) разработки действительно качественной топологии. Поэтому применение двухслойных плат для сложных устройств оправданно в основном в двух случаях. Первый случай – обеспечение предельно высокой надежности…» Цитата отсюда.
Если я услышу, что главный конструктор ОАО «Измеритель», сконструировавший эту поделку под названием БАНТ-32-02 застрелился – не удивлюсь, ибо кроме как диверсией, предательством Родины такое «поделие» не назвать.
Даже серьёзные производители автомобильной электроники стараются избегать использования многослойных печатных плат. А то и вообще отказываются от этих технологий монтажа. Возьмём самые ответственные узлы, например тормозную систему автомобиля: посмотрите на внутренности блока ABS производства Robert Bosch GmbH (такой в Subaru стоит):
Как видите, печатной платы нет вообще. Разводка силовых цепей выполнена жёсткими штампованными проводниками в слое пластика. Никакой пайки: все соединения выполнены на сварке.
Ну и «мозг» блока в виде гибридной керамической платы на алюминиевом основании залитой прозрачным компаундом:
Зачем такие сложности? По сравнению с авиационной электроникой – это обыкновенная бытовуха, «ширпотреб», и уж тем более не «защищённый бортовой накопитель»… В России нет подобных технологий? Есть! Достаю из-под стола:
Керамические платы с напылением, напаянные на солидное металлическое основание, полностью отечественная элементная база, герметичные запаянные блоки с откачкой воздуха. Такие в космос отправляли. 1992 год, ОАО Резонанс.
Но у меня есть в наличии и не такой ширпотреб! Во время службы в армии, после стрельб я выкапывал из песка остатки электроники от ПТУР. Мне, как будущему инженеру было очень любопытно узнать, на какой элементной базе собираются подобные узлы и как выполняется монтаж. Смотрите:
Это сделано в 1986 году! Двухсторонние печатные платы из стеклотекстолита, микросхемы серии 134, 140, 142 в металлокерамических корпусах, резисторы МЛТ, конденсаторы КМ-6, электролитические танталовые конденсаторы К53-1, залитые прозрачным компаундом…
И это состояние плат после попадания реактивного снаряда в мишень! Платы не были в защищённом корпусе, как бортовой накопитель – их задача лишь доставить заряд до цели, а дальше… гори огнём! Не сгорели.
А вот увидеть никак не защищённую импортную FLASH память в «защищённом накопителе» — нонсенс! Вы вскрывали обыкновенные USB «флешки»? Ничего вам не напоминает?
И что от них осталось? Голос за кадром: «Да, слушай, они все коцаные, б…» 13 из 16 микросхем энергонезависимой памяти – в хлам, две микросхемы повреждены и лишь одна «может быть» уцелела:
Позор! Не могу поверить, что внутри «чёрных ящиков» находится такое. Стыдно, очень стыдно!
P.S. Предчувствую, что данная статья сильно заинтересует журналистов. Пожалуйста, не забывайте об авторском праве, которое в нашей стране защищается законом! При цитировании статьи указывайте автора (не пишите «эксперт, пожелавший не называть своего имени», моё имя и фамилия указаны около аватара) и не забывайте давать ссылку на эту страницу. При полной перепечатке, получите сначала у меня согласие.
Комментарии 3933
PeopleEternal
Я техник радиоэлектронщик авиационный, дипломированный, не инженер… Такого уг у нас не было в технаре, там в самописцах была металлическая струна, которую мы не могли толпой порвать — технологии 60-80хх годов… А более свежие нам показывали как раз на золоченых микросхемах, но все на этажерках… Никак не думал что до такого докатится страна. Владимир Владимирович — это позор для родины, такое использовать для оборонки!
Всё верно. Владимир Владимирович — это позор для родины.
Говорят, на днях новый монитор отечественной разработки подоспел ))
Однозначно, эту мерзоту на верхах, которая всем этим "рулит", надо отправлять в "мусорную корзину" и возвращать Социализм! Там, в нашем прошлом, было всё достойно! Россия и капитализм- понятия не совместимые!
Здоровья уважаемый! Прям ностальгия. В 89-90г работал на радио заводе в Красноярске. Собирали, точнее переделывали устаревшие блоки радиолокационных установок. Корпус старый начинка усовершенствовалась, т.к. там всё модульное и любой модуль можно было поменять просто вытащив и поставив новый. Вот прям обидно за НОВОЕ поколение… Ничего своего не осталось, а с нынешнем положением ситуации в мире это прям огромный минус…
Однозначно ЛАЙКОС😉
Прочитал с интересом. Поставил лайк не за описанный продукт, а за подход Автора к делу! Всё чётко и по теме!
Присоединяюсь!
помню по телевизору показывали этот разбор. очень интересно и правильно написано. к сожалению нашей российской электроники больше нет… уничтожена. в нашем городе есть радиозавод. работает в основном на оборонку. делают связную технику. то как делают анекдот. из чего — позор нашей стране. наши только текстолит. все компоненты американские.
Обидно…очень обидно за нас…когда вернётся все, что было наработано десятилетиями. Сегодняшняя реальность многое стирает, что было наработано нашими предшественниками…
давно говорил, что отечественную электронику похоронили в 90х, вот и подтверждение, а "експерд" это просто чей-то родственник или жополиз, а ещё про какой-то прорыв орут, козлы…
в эру миг-21 — проводки в фторопластовой оплетке.) и блоки залиты каким-то прозрачным виброкомпаундом типа "холодец". ну или на крайняк залито лаком. и много чего собрано на лампах…куча серебрения и позолоты.
Leshiynv
Мое мнение -видео утка. Такая дрянь не может стоять на боевом истребителе.
Необходимость расшифровки данных с черных ящиков — это такой же миф, как то, что ящики черные.
Дело в том, что данные никак не шифруются, и слово «расшифровка» здесь используется в том же значении, что у журналистов расшифровка записи интервью. Журналист слушает диктофон и пишет текст, а комиссия экспертов считывает данные с носителя, обрабатывает их и записывает в удобном для анализа и восприятия виде. То есть никакого шифрования нет: данные можно прочитать в любом аэропорту, защиты данных от чужих глаз не предусмотрено. А поскольку черные ящики предназначены для анализа причин авиакатастроф с целью снижения числа катастроф в дальнейшем, то какой-то специальной защиты от модификации данных нет. В конце концов, если истинные причины катастрофы требуется замолчать или исказить по политическим или еще каким-то причинам, то всегда можно заявить о сильных повреждениях самописцев и невозможности считать все данные.
Хоть кто-то знает об этом. Это к слову о "расшифровке" данных со "сбитого" Боинга в Грабово. Который год лучшие умы бьются и никак не расшифруют
Bugalol
да мне кажется что это фейк, фейк чтобы скрыть правду.не может быть все на столько плохо…
Вся проблема, что фейк, скорее всего абсолютно все — от войны в Сирии до сбитого самолёта и черного ящика. Ибо есть факты, указывающие на то, что это просто спектакль для стада баранов
Они бы еще на корточки сели разбирать. Как индусы-"реставраторы". И отвертка лишнее это — молотка хватило бы…
А интересно, 4акая начинка у Миг 19?
Автор глазастый)))
Всю жизнь работаю в этой области…
Какой кошмар! У меня просто нет слов…
Пишите Зубарю и запрашивайте данные (все из тех же Полимеров)… Спасибо за разбор.
Неудивительно что у нас космические корабли с такой китайской начинкой, будут просто падают а по блоку можно сказать что это просто ПОЗОР НАШИМ КОНСТРУКТОРАМ И ПЛЮС ЭТО ЖЕ ЧИСТЕЙШЕЙ ВОДЫ ВРЕДИТЕЛЬСТВО, ЗА ЭТО ИЗОБРЕТЕНИЕ НА КИТАЙСКОМ ШИРПОТРЕБОВСКОМ ГЕТИНАКСЕ этих конструкторов изобретателей надо просто ставить к стенке, когда в СССР делали электронику на военку все детали устанавливались на стеклотекстолит который сломать практически было не возможно и всегда проводились все НЕОБХОДИМЫЕ испытания как по климатике так и по тряске в широком диапазоне и соответственно надёжность была на самом высоком уровне, лично я занимался регулировкой электронной начинки в Буран и знаю какие строжайшие были меры по приёмки военными этой аппаратуры а что сейчас смотрим фото.
Тогда Вы должны были знать С.Никулина, который все ПО для Бурана разрабатывал.