Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Запорожье военные силой затащили мужчину в автобус
Армия
Артрасчет младшего лейтенанта Сыполова разбил атакующую группу ВСУ
Недвижимость
Эксперт спрогнозировала рост цен на жилье в новостройках Москвы
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В загсах Алтайского края в скором времени появятся примирительные комнаты, которые призваны помогать парам в трудной ситуации справиться с семейным кризисом. С супругами, пришедшим подать заявление о разводе, будет работать медиатор. Власти рассчитывают, что длительные беседы с психологом уберегут многие семьи от распада. А это, в свою очередь, положительно скажется на статистике бракоразводных процессов. Действительно ли можно сохранить брак при помощи примирительных бесед и должно ли государство платить за кризис молодой семьи — выяснял портал iz.ru.

Разводят мосты

Согласно статистике, в минувшем году число заключенных браков выросло на 6,5% по сравнению с предыдущем годом. Всего было зарегистрировано 1,05 млн союзов. Эксперты полагают, что россияне перестали откладывать походы в загс на лучшие времена. Но и с разводом тоже не медлят. Каждый второй брак распадается. В 2017 году на 1 тыс. браков приходился 571 развод. Большинство пар расходятся в промежутке от пяти до десяти лет совместной жизни.

Чудовищное соотношение числа браков и разводов заставило российские власти задуматься о введении различных мер, которые смогли бы сохранить семейное счастье россиян. Два года назад Госсовет Татарстана предлагал увеличить «время на размышление» с момента подачи заявления до получения свидетельства о разводе с одного месяца до трех. Поправки были подготовлены по поручению главы республики Рустама Минниханова.

              

Фото: Depositphotos/pzRomashka

Власти пытались усложнить процедуру и сделать невозможным расторжение брака в суде в одностороннем порядке без учета мнения второй стороны. Депутаты Госсовета республики настаивали, что процедура расторжения брака в России слишком простая. Если у пары нет имущественных споров и малолетних детей, достаточно просто прийти в загс и написать заявление. Законопроект так и не был принят, хотя его авторы настаивали, что данная мера позволит не допустить скоропалительных решений и сохранить семьи, которые находятся на грани разрыва.

Следующим шагом стало повсеместное внедрение примирительных комнат, в которых работают психологи-медиаторы. Цель их работы — сделать так, чтобы пара еще раз трезво оценила свое решение и попыталась обсудить всё более взвешенно, откинув накопившиеся обиды и эмоции. С начала 2017 года такие помещения появились в Московской и Новгородской областях, Пермском крае, а также в Казани, Белгороде и Великом Новгороде. В скором времени этот опыт собирается перенять Алтайский край, Воронежская область и республика Башкортостан.

Отговорить по-хорошему

Продолжительность приема будет зависеть от сложности конфликта, который возник в семье. Комнаты примирения будут создаваться при центре «Семья». Попасть туда можно будет, предварительно записавшись по телефону или в загсе, рассказала в беседе с порталом iz.ru начальник управления семейной политики министерства семьи, труда и социальной защиты населения республики Башкортостан Анна Таболина.

«С парами будут работать психологи центра, которые в рамках гранта были обучены семейной медиации. Обращаться к ним пары будут по собственному желанию. Перед обращением в загс с заявлением о разводе или к мировому судье им будет предложено получить консультацию. Суть медиации в том, чтобы сохранить брак», — поясняет Таболина.

В регионах, которые реализуют программу примирительных процедур удается сохранить порядка 70% браков и отговорить супругов подавать заявление, добавляет начальник управления семейной политики министерства.

              

Фото: Depositphotos/monkeybusiness

 

«Прежде всего, это молодые браки, где еще нет детей. У супругов сохранились чувства, но за счет неопытности и неустойчивой эмоциональной неустойчивости они бегут в загс для развода. Таким парам можно помочь. Если один из супругов сомневается в том, что развод необходим, мы также думаем, что такой брак можно сохранить. Задача медиаторов — услышать семью и ей не навредить», — считает Таболина.

Если одна из сторон не хочет проводить процедуры примирения, то это не имеет смысла, продолжает представитель регионального министерства.

«Если же конфликт зашел далеко и у пары есть дети, он позволяет супругам снизить напряжение и разойтись мирным путем. Развестись более культурно. Когда семья приняла решение о разводе — это ее право. Но если есть сомнения, стоит помочь еще раз подумать. В первую очередь необходимо желание пары разобраться в причинах кризиса и сохранить семью», — отмечает Таболина.

Впрочем, скептики сходятся во мнении о том, что вести душеспасительные беседы нужно не перед разводом, а еще до свадьбы. Тренинги могли бы подготовить супругов к предстоящим испытаниям, а не пытаться спасти тонущий корабль. Однако, по словам Таболиной, в Башкирии начали работать и с этой категорией населения.

«С теми парами, которые только вступают в брак, мы также проводим ряд мероприятий. Это прерогатива Министерства молодежной политики. Они проводят серию тренингов, в том числе психологических, с парами, которые хотят лучше узнать друг друга. Дают просветительскую базу, рассказывают о конфликтах в семье и способах их преодоления. Но никто не застрахован от кризисов. Если семья оказалась в такой ситуации, с ней можно работать», — считает начальник управления регионального министерства.

Дело в деньгах

Впрочем, есть и другая точка зрения: большинство пар расходятся не по причине эмоциональных конфликтов или различий в характерах, а из-за сугубо экономических причин, считает психолог Павел Волженков.

«Люди, создающие пару на чувстве влюбленности, зачастую недостаточно обдумывают семейный бюджет. Через некоторое время деньги выходят на передний план и супруги обнаруживают, что ожидания, как они будут жить в браке, не совпали с реальностью», — подчеркивает Волженков. В качестве примера он привел случай из практики, когда женщина решила подать на развод, из-за того что семья не имела желаемого для нее уровня дохода. Она рассчитывала, что через некоторое время денежные дела наладятся, но не готова была мириться с длительными финансовыми неурядицами.

             

Фото: Depositphotos/shinobi

«Когда у людей есть деньги и ощущение того, что дом — полная чаша, они не устают друг от друга и не расходятся. Но когда отсутствует экономический фундамент, влюбленность не спасет брак. Бывает, люди объясняют свои разводы усталостью и непониманием, при этом если исследовать глубже, то выясняется, что в основе конфликта лежат деньги», — говорит психолог.

Волженков поддерживает медиацию и считает, что некоторым парам она может помочь. При этом, по его мнению, медиаторы не смогут помочь, в случае если один из супругов страдает алкоголизмом или наркоманией, для этого нужна консультация профильных специалистов — врачей. Также, если один из супругов не хочет идти к психологу, а другой его заставляет, такие сеансы не принесут результатов.

Неловкий прием

Вместе с тем не стоит смешивать бытовые конфликты и решение о разводе. Люди подходят к процессу расторжения брака достаточно осознанно, если их подтолкнули к этому годами накопленный негативный опыт семейной жизни и постоянное чувство неудовлетворенности, отмечает практикующий психолог, гештальт-терапевт Екатерина Рау.

«Со временем утихают страсти, люди просто становятся равнодушными друг к другу. Все чувства и эмоции — всё умерло. В этом случае не спасет никакая медиация. Но если развод спровоцировала какая-то яркая ссора или событие, то в этом случае можно помочь сохранить отношения. Для начала медиация может снять напряжение и решить острую конфликтную ситуацию. Это процесс, запускающий диалог в паре», — поясняет Рау.

            

Фото: Depositphotos/billiondigital

Когда людям дают в загсе еще один шанс поговорить и спасти брак — это лучше, чем если такой попытки не будет, добавляет психолог. Кроме того, российские мужчины часто испытывают неловкость, когда жены предлагают им записаться на прием к психологу.

«У людей отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в отношениях. Медиация — это не совсем советы, а разбор потребностей для поиска компромисса. С одной стороны, даже хорошо, что этот процесс будет называться медиацией, а не психологией. Это слово используется в правовой лексике, и мужчинам проще будет воспринимать медиатора, нежели психолога», — резюмирует гештальт-терапевт.

 

Прямой эфир