Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Секты / "Церковь саентологии" - секта Рона Хаббарда


"Оксфордский тест способностей" или как нас заставляют усомниться в своем умении общаться и находить общий язык с другими людьми

Когда мы можем столкнуться с психологическими тестами?

Когда в руках у нас оказывается тест из сферы общения или способностей, мы автоматически относим его к психологическим тестам. И увлеченно начинаем отвечать на поставленные в нем вопросы, надеясь узнать про себя что-то новенькое. В каких ситуациях мы сталкиваемся с настоящими психологическими тестами? Вариант первый, и самый распространенный, – в газетах и журналах. Тесты, которые напечатаны в них, как правило, содержат от 5 до 15-20 вопросов. Носят они зачастую шуточный характер – "Совместимы ли Вы со своей кошкой?", "Лирик или физик?" и т.п. После вопросов есть ключ к тесту, по которому вы самостоятельно можете узнать свои результаты. Как правило, это три категории ответов. Можно сразу прочитать все три и прикинуть, какой же из результатов, на самом деле, больше мне подходит. Посмеяться над несоответствием и спокойно жить дальше. Какова цель этих тестов? Развлечение, отдых – они носят необязательный характер. Сможем мы узнать что-то принципиально новое? Скорее всего, нет.

Второй вариант столкновения с психологическими тестами или анкетами – это детское образовательное учреждение (ясли, детский сад, школа). Подобные тесты несколько различаются по форме и содержанию, но по объему не превышают 20-30 вопросов. Многие вопросы содержат поле для написания ответов, место для одного слова или даже нескольких предложений. Какова цель подобного тестирования? Если на поведение ребенка не жалуются, родителей не вызывают к психологу или директору, значит, скорее всего, администрация учебного заведения хочет лучше узнать этого ребенка, понять его особенности, причины его поведения и поступков.

Третий вариант – это ситуация консультирования психологом. Либо человек сам обращается за помощью в личных и семейных проблемах, либо его приглашает психолог из детского учреждения. В этом случае психолог разъясняет, для чего он проводит тот или иной тест. Чаще всего это не один тест, а несколько. Это могут быть тесты на интеллект (но не путайте с тестом IQ – данный тест не адаптирован к российскому менталитету), тесты на особенности характера, тесты, характеризующие эмоциональное состояние и привязанности, и тесты на особенности взаимодействия в различных группах и т.п. Данная категория тестов очень разнообразна по величине (до 300 вопросов) и внешнему материалу – помимо текста на бумаге это могут быть картинки, цветные карточки, даже фигурки и т.п. Как правило, на обработку результатов у психолога уходит несколько дней, поэтому он назначает отдельную встречу для обсуждения результатов тестов.

Четвертый вариант – поступление на работу или в ряд учебных заведений. Целями данного тестирования является определение, сможет человек соответствовать нагрузкам и обязанностям специальности или нет. Результаты, как правило, узнается по тому, приняли человека на работу или нет. Тестовый материал – несколько опросников, некоторые из которых могут содержать до 400 пунктов.

Пятый вариант – тестирование в результате медицинского обследования (это могут быть последствия травмы или психиатрическое заболевание). В данном случае тестирование проводит медицинский психолог (клинический психолог) или даже врач. Задачи данного тестирования – установить степень поражения мозга и выработать программу реабилитации для человека.

Особенности оформления "оксфордского теста способностей".

Самое привлекательное слово в названии – это слово "оксфордский". Т.е. тест должен иметь отношение к Оксфорду? Звучит заманчиво. Может, по нему в Оксфорд принимают? Нет, не принимают. И менталитет у тех, кто поступает в Оксфорд, отличается от российского менталитета. А значит, по законам науки, данный тест, прежде чем использоваться в России, должен был пройти процедуру стандартизации, предполагающую тщательный перевод, исследование по работе теста: дает он какие-то сведения о способностях русского человека или нет. Знаменитый тест IQ до сих пор стандартизации в России не прошел.

Данный тест предлагают пройти бесплатно, чтобы лучше узнать себя. По стилю такое сообщение напоминает тест в журнале или в газете. Только размеры теста отнюдь не журнальные – 200 вопросов, как в опросниках на приеме у психолога или при поступлении на работу. Но нигде не упоминается, что данный тест является психологическим или что его оценивать будет психолог. В заголовке упоминается некоторый "профессиональный оценщик". Но такой специальности в данной области нет. Есть оценщики машин или техники, квартир и т.п. Только это не профессия. По профессии эти люди инженеры, слесари, маляры. К тому же, к каждому тесту прилагается инструкция, ключ к ответам. Иногда он сделан в форме трафарета, который накладывают на бланк с ответами: есть галочка – ставишь 1, нет – 0. Дальше эти цифры суммируются по инструкции, заносятся в определенные графы специальной таблицы. В отдельной главе отмечены варианты интерпретации ответов. Почти как в журнальных тестах. Только параметров больше. Таким образом, расшифровкой теста может заниматься любой человек, умеющий считать, и особого профессионализма для этого не требуется. Другое дело, что означает полученная информация? Про журнальный тест человек сам решает: про него это или нет, похоже на него или нет. А со специализированными научными тестами все зависит от целей, с которыми проводилось исследование. В зависимости от целей исследования психолог делает вывод о результатах тестирования.

В названии теста указано, что это "тест способностей". Что такое способности – это некоторые таланты, возможности? Авторы раскрывают смысл этого слова в следующих строках: "Выясните, как Ваша способность устанавливать взаимоотношения зависит от Вас самих. Выясните, какие именно факторы, влияющие на Вас, приводят к стрессу и влияют на Ваше здоровье". А где же способности, когда способность одна? И данное слово употреблено в значении "способ", а не "талант", "возможность"[1]. А выяснить, "какие именно факторы, влияющие на Вас, приводят к стрессу и влияют на Ваше здоровье", традиционнее в медицинском центре.

Следующее существенное отличие от классических психологических тестов – человека, проходящего данный тест, просят подробно указать свои данные: имя, фамилию, отчество, адрес и даже профессию. В анкетах социологических опросов могут спросить возраст и профессию, поскольку в данном опросе интересует мнение по тому или иному вопросу определенной категории людей, но это всегда анонимно. Психолог проводит тестирование после ознакомительной беседы, в которой он уже получил информацию о своем клиенте. Поэтому сами бланки с ответами к тестам часто зашифровывают, чтобы другой человек не понял, о ком идет речь. Это одно из основных правил работы психолога – сохранение конфиденциальности клиента.

Основной признак плохой анкеты и теста заключается в том, что неизвестно кто, неизвестно зачем задает нам подробные вопросы о нас и нашей жизни. Даже в детских учреждениях нам обязаны объяснять, для чего о нашей семье собирается подробная личная информация. Это не значит, что везде объясняют, но мы в праве потребовать объяснений и не заполнять анкету или тест, если нас что-то не устраивает.

Обращает на себя внимание выделение заглавными буквами слова "честность" в следующем предложении: "Точность теста зависит от Вашей честности в ответах на вопросы". Надежный психологический тест всегда содержит шкалу лжи. Вопросы этой шкалы разбросаны по тексту, ответы по которым отдельно суммируются, и этот результат учитывается в интерпретации всего теста. Это не потому, что психологи не доверяют своим клиентам. Никто не будет открываться полностью перед незнакомым человеком, мы все хотим выглядеть лучше в глазах других людей.

Есть также замечания по оформлению текста – 200 вопросов размещены по 4 колонки на двух страницах. Это тяжело для восприятия: можно потерять вопрос, перескочить с вопроса на вопрос, упустить смысл и суть вопроса. Если авторам важно понять человека, то почему бы не расположить материал более удобно для восприятия, чтобы человек мог внимательно, четко и честно ответить на вопрос? А мелкий, нечитабельный шрифт вызывает напряжение глаз. Это сбивает человека с толку, создает ощущение беспокойства, ошибки, неуверенности в себе. Особенно если добавить к этому содержание некоторых вопросов. Например:

впр № 61 "Бывает ли у Вас ощущение, что Вам все снится, что все в жизни нереально?"

впр № 166 "Вызывают ли у Вас физическую реакцию мрачные предчувствия или страшные мысли?".

В практической работе психологи редко используют тесты. Для оказания психологической помощи человеку важно, чтобы его услышали, поняли, ему необходимо живое участие, а не листок с вопросами. Большие опросники нужны для проведения исследования, при приеме на работу. В той ситуации, когда проблемы конкретного человека не так важны психологу, как важны его особенности, личностный тип и т.п. В таких исследованиях редко используется один опросник: как правило, их несколько, чтобы можно было сравнить данные, скорректировать их, поскольку задача такого тестирования – получить объективную информацию.

Данный тест претендует на выявление практических проблем человека: проблемы в общении и глубоких проблем, таких, как факторы, влияющие на здоровье и стресс. Но проблемы в общении можно выявить у человека при личной беседе с психологом без использования тестов. Факторы, влияющие на здоровье и стресс, без сотрудничества и диагностики врача(ей) не установишь никакими тестами. Таким образом, выходит, что задача данного продукта – не помочь человеку, повысить его настроение, как это делают журнальные тесты, не провести комплексное исследование особенностей личности, а некоторое другое. Какое? Попытаемся выяснить дальше.

Анализ вопросов теста по содержанию.

Известно, что жесткие рамки ответов (да, нет, не уверен) формируют ограниченное количество ответов и затрудняют точность понимания, если вопрос неоднозначен.

Вспомните вопрос Карлсона, адресованный Фрекен Бок: "Ты перестала пить коньяк по утрам? Говори быстро: "да" или "нет"!" Как ни отвечай, вывод один – ты алкоголик. Таким образом, задав туманные, двусмысленные вопросы, авторы любого теста получат неточные, нечеткие портреты людей. Для серьезных исследований – это провал, иллюзия вместо реальности. Но для тех, кто хочет подтасовать результаты, это очень выгодно и удобно.

В преамбуле говорится, что тест на выявление способности к общению. Но большая часть теста адресована эмоциональным проявлением в ситуации общения и переживаемым эмоциям и состояниям, а не способам построения общения. Особое внимание уделено чувству тревоги – порядка 80 вопросов[2]. Вопросов, посвященных агрессии и конфликтности, около 30. И около 30 вопросов посвящено зависимости от чужого мнения. В целом, неприятным и трудным эмоциям, переживаниям, состояниям, ситуациям в тесте посвящено 130 вопросов (из 200). Многие вопросы дублируются с незначительными изменениями:

впр № 21 "Беспокоят ли Вас до сих пор прошлые неудачи?"

впр № 78 "Часто ли Вы размышляете о неудачах в прошлом?"

впр № 116 "Правда ли, что Ваши незначительные неудачи редко Вас беспокоят?"

впр № 165 "Правда ли, что Вы мало сожалеете о прошлых неудачах и невзгодах?". При этом нет ни одного вопроса про особенности переживания человеком удачи и успеха.

Положительным эмоциям и ситуациям в тесте уделено 23 вопроса, при этом только один можно назвать полностью положительным. Это впр № 27 "Часто ли Вы напеваете или насвистываете просто ради удовольствия?". Хотя люди тревожные даже здесь могут подумать, что это плохо, раз об этом спрашивают в тесте. Остальные вопросы можно скорее назвать условно положительными:

впр № 10 "Интересуют ли Вас другие люди очень сильно [3] ?"

впр № 28 "Считают ли Вас друзья сердечным отзывчивым человеком?"

впр № 30 "Доставляет ли Вам удовольствие рассказывать последние сплетни о Ваших знакомых?" Формулировка вопроса заведомо осуждает тех, кому это приятно.

впр № 112 "Вы открыто и искренне восхищаетесь красотой других людей?"

Или сам вопрос о положительных способностях касается редких ситуаций, например: впр № 51 "Можете ли Вы быть "заводилой" на вечеринке?" Многие люди, у которых все в порядке с общением, не могут быть "заводилой" на вечеринке.

В конце теста вопросы нагнетают мрачное настроение с № 194 по № 199 все вопросы, по сути, о том "как все плохо":

впр № 194 "Если Вы теряете какую-то вещь, приходит ли Вам в голову мысль о том, что "кто-то должно быть украл ее или положил не туда"?"

впр № 195 "Если бы Вы подумали, что кто-то относится к Вам и к Вашим действиям с подозрением, стали бы Вы выяснять с ним этот вопрос вместо того, чтобы предоставить ему самому разобраться?"

впр № 196 "Чувствуете ли Вы, что Ваш возраст против Вас (что Вы слишком молоды или слишком стары)?"

впр № 197 "Бывает ли у Вас грусть или подавленность без видимой причины?"

впр № 198 "Часто ли Вы ворчите об условиях жизни, с которыми Вам приходится сталкиваться?"

впр № 199 "Склонны ли Вы скрывать свои чувства?"

Поэтому ответить утвердительно на впр № 200 "Считаете ли Вы, что у Вас много задушевных друзей?" после всего этого крайне тяжело. Я бы даже переформулировала этот вопрос: "Вы все еще считаете, что у Вас много задушевных друзей?!"

Ряд вопросов данного теста сформулирован в обвиняющей форме, вызывающей у человека чувство вины, тревоги. В тексте вопроса присутствует косвенная моральная оценка приведенных поступков. Это недопустимо для психологического теста и психологического консультирования, поскольку формирует однозначный ответ и понижает уровень доверия к автору теста. Например: впр № 124"Часто ли Вы совершаете грубые бестактные ошибки?"; впр №. 157 "Считаетесь ли Вы с лучшими сторонами большинства людей, лишь редко отзываясь о них неуважительно?"; впр № 70 "Правда ли, что Вы полностью осуждаете человека из-за того, что он Ваш соперник или оппонент по какому-то вопросу Ваших с ним отношений?". Даже там, где нельзя четко выделить обвинение, вопрос сформулирован так, что в нем есть некоторое указание на ущербность человека. Сравните: в тексте опросника вопрос звучит так (впр № 84): "Верно ли, что Вы предпочитаете следовать пожеланиям других, вместо того, чтобы делать по-своему?". Понятно, что суть вопроса в том, что может на человека повлиять другой человек или нет. Данный вопрос можно было бы сформулировать так: "Вы часто следуете пожеланиям других людей?", суть вопроса бы не изменилось, но косвенное обвинение в безответственности и слабохарактерности ушло. Или впр № 1 "Делаете ли Вы необдуманные замечания или обвинения, о которых потом жалеете?" можно было бы сформулировать так: "Часто ли Вы сожалеете о своих словах, поступках?". Опять же суть вопроса не изменилась бы, а обвинение ушло. К данной категории можно отнести порядка 30 вопросов в тесте.

Некоторые вопросы являются вопиюще бестактными, и двусмысленными: впр № 129 "Сторонник ли Вы разделения людей по цвету кожи и классовой принадлежности?" Как можно быть или не быть сторонником явления, которое существует на протяжении всей человеческой истории? Все равно, что спросить человека о том сторонник ли он разделения суток на день и ночь. Или это сбор компромата на отсутствие толерантности? В любом случае данный вопрос лежит вне сферы психологического консультирования. И это не единственный вопрос, из сферы "социального компромата". Вопрос № 140 можно отнести сразу к двум названным категориям "обвинения" и "социального компромата": "Когда Вы голосуете, голосуете ли Вы за одну и туже партию, вместо того, чтобы изучать кандидатов и их предвыборные компании?". При такой постановке вопросов у человека невозможно требовать честных ответов! Но легко повысить чувство вины, за то, что он нечестно отвечает и/или поступает плохо.

Обращает на себя внимание тот факт, что в тесте есть ряд вопросов ориентированных на людей склонных к роли "спасателя". Например: впр №146 "Стремитесь ли Вы прибраться в чужом доме, если там беспорядок". Беспорядок – это плохо, скажет "спасатель", я просто обязан помочь, ведь человек так страдает от жизни в беспорядке. "Спасатель" просто не допускает мысли, что кто-то может сам нести ответственность за последствия своих поступков.

"Спасатель" – это одна из ролей, которую реализует в жизни созависимый человек. Кто такие созависимые люди? Это люди, которые патологически эмоционально зависят от близкого человека (супруга, родителя, ребенка). Мы все зависим эмоционально от близких людей, и это нормально. Но только созависимые люди считают, что они могут и должны контролировать других, исправлять их, помогать, "спасать", составить счастье другого человека, они считают, что лучше других понимают и чувствуют своего партнера, всегда знают, чего он хочет. Такие люди чаще всего становятся супругами людей зависимых от психоактивных веществ и/или становятся зависимыми от деструктивных культов. Т.е. авторы теста ищут свою аудиторию, а не пытаются помочь человеку разобраться в себе.

Следует также отметить, что любой тест должен быть выдержан в определенном стиле по содержанию вопросов. Это также необходимо для точности интерпретации результатов. Если мы читаем журнальный тест, то впр № 121 нас мало смутит: "Если расстояние не слишком большое, то все же предпочтете доехать, чем идти пешком?". Если мы на приеме у врача или медицинского психолога впр № 97 "Хорошо ли Вы спите?" или впр № 122 "Беспокоит ли Вас когда-нибудь шум ветра или "осаживающегося дома"?" так же мало смутит, ведь если мы к ним обратились, нас что-то беспокоило. Но использование таких вопросов в рамках одного теста в сочетании с уже приведенными выше цитатами говорит о том, что данный тест никак не может быть выдержан в рамках одного жанра, а значит, он служит для подтасовки ответов. Он не может передать многообразие человеческой природы, многообразие способов построения общения. А задача любого теста, даже журнального, – разделить людей хотя бы на 3 категории по какому-либо признаку. И простенькие, но качественные тесты в 5-6 вопросов с этим справляются. Тесты в 200 вопросов разделяют людей, как минимум, на 8 крупных категорий, не считая некоторых тонкостей и особенностей.

А что же данный опросник? Далеко не каждый здоровый, уравновешенный, спокойный и уверенный в себе человек продолжит заполнение такого большого теста, встречая обвиняющие его вопросы, двусмысленные, сбивающие с толку и описывающие мрачные состояния. А кто будет? Будет тот, у кого есть смутное ощущение, что что-то в его жизни не так, или он знает, что у него есть проблемы. Человек, который ищет ответы на свои вопросы и решения своих проблем. Именно только эту временную категорию людей точно классифицирует этот опросник. Временную, т.к. в эту категорию попадает любой из нас при определенных жизненных обстоятельствах. Это люди, остро переживающие стресс, люди у которых преобладает тревожно-мнительный эмоциональный фон, с депрессивным настроением и склонностью к созависимости. У таких людей занижена самооценка, и им, действительно, может быть, нелегко общаться в таком состоянии даже с близкими родственниками и друзьями. Но их проблемы куда глубже простых проблем с общением. И авторы знают это, поэтому в текст опросника и помещены столь разные по уровню темы: общение и факторы, влияющие на здоровье и стресс. Такие люди нуждаются в психологической помощи и порой психологической реабилитации, а вместо этого их страхи и тревоги, чувство вины и чувство собственной неполноценности увеличиваются под воздействием данного опросника. Они, беспокоясь за результат, звонят по указанным телефонам и … попадают вместо реабилитации в деструктивный культ. Где их психике наносят еще больший, порой непоправимый, ущерб. А склонность к созависимости доводят до тяжелой формы эмоциональной зависимости от группы.

Алина Виноградова, психолог

Центр свщмч. Иринея Лионского - 10.10.2010.

Примечания

1. Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. http://ru.wikipedia.org

2. Здесь трудно назвать точное число, поскольку у некоторых людей описанные в тесте состояния могут не сопровождаться чувством тревоги, агрессии и т.п.

3. Здесь и далее выделено мной - А.В.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Церковь саентологии" - секта Рона Хаббарда
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru