Управление маломерным судном отличается от управления большими судами
и имеет свои особенности.
Основными положительными факторами в управлении маломерными судами
являются:
1. Хорошая маневренность характеризуется управляемостью и особенно
поворотливостью. На судах (с двумя моторами) поворот на 180° можно
произвести почти на месте.
2. Малые инерционные характеристики, особенно для глиссирующих судов как
по расстоянию, так и по времени. Это делает возможным в случае
необходимости быстро и на небольшом участке пути останавливать судно.
.3. Быстрое действие и переключение органов управления (рулем,
движителем) на необходимые режимы работы. Это достигается удобным,
надежным и быстродействующим дистанционным управлением, правильным
расположением механизмов управления и приборов информации о их работе.
4. Круговой обзор на моторных лодках, ввиду отсутствия рубок, составляет
360°. Это вместе с незначительной непросматриваемой с судна мертвой
зоной впереди по курсу и с бортов делает возможным оценить обстановку с
одного взгляда.
Ряд факторов осложняет управление маломерным судном Рассмотрим из них
шесть основных:
1. Небольшая высота глаз судоводителя над горизонтом воды уменьшает
дальность видимого горизонта и, следовательно, ограничивает зону обзора.
Поэтому знаки навигационного оборудования открываются поздно и
скрываются рано (расстояние между буями, бакенами, вехами
рассчитано для просмотра их с транспортных судов. Даже при
плавании па J фарватерах часто буи за кормой скрываются раньше, чем
появляются буи по курсу. Поэтому при отсутствии компаса судоводитель
маломерного судна на какое-то время может полностью потерять ориентиры
для назначения курса.
При малой высоте глаза судоводителя над уровнем воды из за рефракции
искажаются местонахождение и форма предметов, приметных мест, знаков и
других ориентиров. Волнение еще больше ограничивает обзор и распознание
ориентиров, особенно плавучих знаков. Подчас даже на близком расстоянии
невозможно не только найти тот или иной буй, веху, но даже, увидев их,
трудно определить окраску. В темные ночи берег и его очертания не видны
уже с расстояния 1-2 км, а в особенно темные ночи с 50-100 м.
Судоводитель большого судна, идущего полным ходом без приборов, хорошо
видит плавучие и береговые знаки навигационного оборудования по курсу с
судна и за его кормой, хорошо просматривает берега и видит суда на
горизонте и за поворотом фарватера. Всего этого не увидит
судоводитель с малого судна, идущего по тому же участку фарватера.
2. Влияние гидрометеорологических факторов на маломерные суда
значительно сильнее, чем на большие. Даже при небольшом волнении
маломерное судно испытывает значительную качку и тряску.
3. Отсутствие помещения для управления судном или малые размеры рубки
затрудняют управление рулем, осложняют наблюдения и работу с картой.
Прокладку курса приходится вести на банках или на коленях.
4. Невозможность применить новые технические методы судовождения (радиопеленговапие,
радиолокацию) и приборы из-за отсутствия места, высокой стоимости и т.
д. Обычно применяется шлюпочный компас.
В связи с этим судоводитель должен представить всю навигационную
обстановку, как неподвижную, так и подвижную. Основным источником
восприятия судоводителя маломерного судна являются глаза, которые
воспринимают окружающую навигационную обстановку. Доля остальной
информации, в том числе и слуховой, для судоводителя маломерного судна
невелика.
5. Большая подверженность <присасыванию> к крупным судам при расхождении
с ними на близких расстояниях осложняется тем, что судоводитель крупного
судна не может видеть маломерное судно, попавшее в непросматриваемую
(мертвую) зону вблизи корпуса крупного судна.
6 Трудность выполнения различных судовых работ, таких как швартовка,
шлюзование, отдача якоря, а также ремонт двигателя. Чем меньше судно,
чем больше на нем надстройка и чем больше на нем находится людей и
груза, тем сложнее производить судовые работы. Кроме того, рубки
надстройки (как и опущенные тенты) не только уменьшают круговой обзор,
по и затрудняют выход людей из них, проход вокруг них.