Учебные пособия |
Внешнеэкономическая деятельность предприятия Раздел: Экономика |
Произошедшие за последние годы перемены во внешней торговле России приобрели радикальный характер. Главная отличительная особенность их – демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.
Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводят к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. И это плохо, потому что обвинение в демпинге, т. е. в продаже товара по бросовым ценам с целью закрепится на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде.
Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% его составляли сырье и материалы. В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин и оборудования продолжает оставаться низкой.
Но в целом роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны в 1993–1997 гг. постоянно возрастала. Увеличение объемов внешней торговли, прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения и начавшейся стабилизации ВВП (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Динамика ВВП и внешнеторгового оборота России в 1993-1995 гг., %
Показатель |
1993 |
1994 |
1995 |
ВВП Внешнеторговый оборот Экспорт Импорт |
100 100 100 100 |
87,0 110,8 113,0 107,2 |
83,4 132,9 132,9 135,0 |
Отмеченная в
табл. 1.2 тенденция продолжалась и в дальнейшем. Например, в I квартале
В 1996–1997
гг. большое внимание было уделено перспективным вопросам развития торгово-экономических
отношений России с зарубежными странами. Были подготовлены прогнозные оценки
развития внешней торговли России со странами Европы и Северной Америки на
Наша страна активно сотрудничала со странами APT (Азиатско-Тихоокеанского региона), а также с КНР, Ливией, Индией, Ираком, Югославией. Сотрудничество с этими странами открывает возможности для увеличения экспорта машинно-технической продукции.
Участие российских организаций в сооружении объектов различного назначения за рубежом (проектирование, поставки оборудования, оказание строительно-монтажных и эксплуатационных услуг) способно обеспечить заказами многие российские заводы, проектные и строительно-монтажные организации. Государство активно поддерживает такие проекты.
Наряду с традиционной мерой поддержки этого вида экспорта, состоящей в заключении межправительственных соглашении по экономическому и техническому сотрудничеству, таких, например, как о сооружении АЭС в Китае и Словакии, гидрокомплекса в Марокко, в последнее время сформировалась система государственной финансовой поддержки российских организаций, вступающих в конкурентную борьбу за получение заказов на строительство за рубежом на коммерческих условиях. Так, приняты правительственные решения о кредитном и гарантийном обеспечении отечественных экспортеров, участвующих на коммерческих условиях в тендерах на сооружение гидроэнергетического комплекса в Китае, модернизацию АЭС в Болгарии, строительство газопровода в Алжире.
Финансовая
поддержка коммерческой инициативы внешнеэкономических объединений,
специализирующихся на экспорте комплексного оборудования, создает
дополнительное напряжение в реализации бюджетной политики государства. Тем не
менее проектом федерального бюджета на
Велась
активная работа по защите российских производителей от ущерба, наносимого
массированным импортом зарубежных товаров. Правительством Российской Федерации
было принято постановление о введении с 1 января
В
Внешнеэкономическая
деятельность на протяжении последних лет является одной из немногих динамично
развивающихся сфер российской экономики. Однако начиная со второй половины
Не удалось
преодолеть падения объемов внешнеторгового оборота и в первой половине
Таблица 1.3. Итоги внешней торговли России
в I полугодии 1996–1997 гг.
(по данным таможенной статистики), млн. долл. США
|
1996 |
1997 |
Структура, % |
к % |
|
1996 |
1997 |
||||
Со всеми странами |
|
|
|
|
|
Товарооборот |
63535,2 |
61261,3 |
100,0 |
100,0 |
96,4 |
Экспорт |
40165,0 |
39440,0 |
100,0 |
100,0 |
98,2 |
Импорт |
23370,2 |
21821,3 |
100,0 |
100,0 |
93,4 |
Сальдо |
16794,8 |
17618,7 |
|
|
|
Со странами дальнего зарубежья |
|
|
|
|
|
Товарооборот |
47534,2 |
47459,6 |
74,8 |
77,5 |
99,8 |
Экспорт |
31929,8 |
31660,9 |
79,5 |
80,3 |
99,2 |
Импорт |
15604,4 |
15798,7 |
66,8 |
72,4 |
101,2 |
Сальдо |
16325,4 |
15862,2 |
|
|
|
Со странами СНГ |
|
|
|
|
|
Товарооборот |
16001,0 |
13801,7 |
25,2 |
22,5 |
86,3 |
Экспорт |
8235,2 |
7779,1 |
20,5 |
19,7 |
94,5 |
Импорт |
7765,8 |
6022,6 |
33,2 |
27,6 |
77,6 |
Сальдо |
469,4 |
1756,5 |
|
|
|
Основной причиной
ухудшения в
Таким образом, экономическое положение, сложившееся как в России, так и в других странах СНГ, ориентирует их на преимущественное развитие торговли с дальним зарубежьем и в конечном итоге тормозит развитие интеграционных процессов в рамах Содружества.
Кроме этого,
наметилась тревожная тенденция сокращения торговли со странами дальнего
зарубежья. При общем снижении товарооборота с ними в I полугодии
Внешняя
торговля России со странами СНГ и дальним зарубежьем принципиально различается.
В торговле с государствами Содружества цены остаются ниже мировых, хотя
постепенно приближаются к ним. Поэтому рост товарооборота России со странами
ближнего зарубежья часто объясняется именно ростом цен. Например, в
И все же постепенно внешнеторговый режим России становится более гибким, активнее реагируя на нововведения в развитии международных экономических отношений. При отсутствии монопольного руководства внешнеэкономической деятельностью с стороны государства государственный контроль усиливается.
Вместе с тем необходимо отметить, что предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится как бы вслед разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС, Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Государственной налоговой службой.
Таким образом, ведомственные инструкции очень часто служат основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций.
Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно от экономики страны в целом, о чем уже выше сказано, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:
· завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;
· совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;
· принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;
· налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;
· создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;
· формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;
· совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);
· совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию;
· решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительных сумм в валюте;
· ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.
Торгово-промышленной
палатой России (ТПП РФ) в
В частности, на рассмотрение высших государственных органов было выдвинуто предложение о том, чтобы введение в действие любых изменений в действующем законодательстве в области внешнеэкономической деятельности осуществлялось не ранее чем через шесть месяцев со дня их принятия или опубликования.
Торгово-промышленная палата РФ считает целесообразным привлекать специалистов территориальных торгово-промышленных палат как официальных экспертов при регистрации экспортных контрактов, что, к сожалению, и сейчас практикуется редко.
Правительством
Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития
экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до
Программой
предусмотрено бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития
экспортных производств, правда, оговорено, что речь идет об умеренном
финансировании. Программа формирует новую трехэтажную модель включения России в
международное разделение труда. На первых двух этапах (1996–1997 гг., 1998–2000
гг.) основное внимание уделяется стабильности объемов экспорта и постепенному
расширению номенклатуры экспортируемой продукции. Предполагается, что в
экспорте России будет преобладать продукция, предназначенная для дальнейшей
переработки (продукция нефтехимии, металлургии, лесной индустрии, различные
комплектующие). На третьем этапе (2001–2005 гг.) предполагается увеличить долю
наукоемкой продукции в российском экспорте до 10–15%, что позволит приблизиться
к уровню индустриальных стран. Предусмотрено увеличение удельного веса изделий,
относящихся уже к конечной продукции (станки, энергетическое оборудование,
суда, авиационная и космическая техника и др.). Соответственно должна снизиться
доля энергоносителей. Динамика структуры российского экспорта к
Таблица 1.4. Структура российского товарного экспорта, %
|
1995 |
2000 |
2005 |
Сырье и материалы |
|
|
|
в целом |
41,7 |
40,0 |
30,0 |
в том числе |
|
|
|
энергоносители |
40,6 |
38,0 |
29,0 |
Продукция обрабатывающей промышленности |
|
|
|
в целом |
58,3 |
60,0 |
70,0 |
в том числе |
|
|
|
металлургия |
25,3 |
23,0 |
21,0 |
химическая промышленность |
9,5 |
11,0 |
10,0 |
деревообрабатывающая промышленность |
5,4 |
4,0 |
5,0 |
машины и оборудование, транспортные |
|
|
|
средства, товары длительного пользования |
9,9 |
14,0 |
23,0 |
продовольствие |
3,3 |
4,0 |
3,0 |
При государственной поддержке
экспорта средства из федерального бюджета выделяются путем кредитования. В
программе также приводятся обоснования проектов нормативных документов,
принятие которых Государственной Думой и Правительством также стимулировало бы
развитие производств, ориентированных на экспорт. Так, уже принят Указ
Президента РФ "О развитии финансового лизинга в инвестиционной
деятельности", принято Постановление Правительства РФ "О мерах по
развитию экономического и технического сотрудничества Российской Федерации с
зарубежными странами". В последнее время приняты Постановление
Правительства РФ от 16 марта
Проблемы в
сфере внешнеэкономических отношений не могут рассматриваться в отрыве от
промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. Внутреннее
производство играет главную роль в определении объемов и структуры экспорта. В
ноябре
В конце
Для того чтобы успешно вступать в контакт с зарубежными партнерами, поддерживать и в дальнейшем укреплять и расширять эти контакты, необходимо вести постоянную работу по развитию договорно-правовой базы торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежными странами.
Необходимо также постоянно развивать сотрудничество с международными экономическими организациями.
Со всеми восточноевропейскими странами подписаны протоколы о товарообороте. Торговля с этой группой государств теперь базируется на принципиально новой основе: товарные списки, прилагаемые к протоколам о товарообороте, носят индикативный характер, и государство не отвечает за выполнение хозяйственными организациями контрактных обязательств. С рядом восточноевропейских стран подписаны соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве, о взаимном поощрении и защите инвестиций и избежании двойного налогообложения, что также укрепляет договорно-правовую базу.
В соответствии
с Торговым соглашением от 27 июня
В работе по созданию договорно-правовой базы – основы экономических связей России с западноевропейскими странами большое внимание уделялось устранению препятствий и ограничений в торговле и созданию условий для продвижения российских товаров на рынки США и Канады. Часть законодательных ограничений на торговлю с Россией, действующих в США, устранена.
В отношениях со странами Балтии основное внимание уделялось вопросам, связанным с положением русскоязычного населения, развитию договорно-правовой базы, экономических связей.
Одно из
главных направлений внешнеэкономической деятельности – обеспечение условий для
равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически развитыми
странами, использование возможностей международных организаций для содействия
экономическим реформам в России. С Европейским Союзом (ЕС) в
В сфере услуг ЕС предоставляет России тот же режим (национальный и близкий к нему), что своим партнерам в ГАТТ (ВТО), в то время как у России сохраняется определенная свобода вводить ограничения в ряде областей в отношении ЕС. Провозглашена свобода движения капитала, при этом Россия имеет возможность ограничивать его вывоз российскими резидентами. Так как процесс ратификации соглашения длится определенное время, были проведены переговоры по выработке временного соглашения, включающего те положения, которые входят в компетенцию ЕС и не требуют изменения российского законодательства.
Были проведены переговоры по заключению с ЕС соглашения о торговле продукцией черной металлургии. Был также подписан договор о присоединении к Европейской энергетической хартии. Под действие этого Договора подпадает 50% российского внешнеторгового оборота. Это позволит России использовать преимущества ГАТТ / ВТО и поставлять на европейские рынки отечественные энергоресурсы, а также обеспечить дополнительные гарантии инвестиций в российскую экономику.
Основные цели присоединения России к ГАТТ / ВТО:
· устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки конкурентоспособных российских товаров и услуг;
· перевод торгово-экономических отношений России с третьими странами на равноправную, стабильную и долговременную экономико-правовую основу;
· использование механизма разрешения споров, существующего в рамках ГАТТ/ ВТО;
· совершенствование законодательной базы России, практики ее применения с целью развития экономических реформ.
Проводится комплексный сравнительный анализ соответствия российского законодательства нормам и принципам ГАТТ / ВТО с дальнейшим принятием мер по его изменению. Для этого создана Межведомственная комиссия по ГАТТ/ ВТО.
К содержанию книги: Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Смотрите также:
Субъекты внешнеэкономической деятельности. Важнейшей ...
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. |
Деятельность предприятия. Экономика предприятия
В учебнике рассматриваются все стороны деятельности
предприятия с |
Направления внешнеэкономической деятельности ...
На современном этапе экономического развития можно
выделить два |
Разнообразие видов и форм внешнеэкономической ...
Реализуя свои цели во внешнеэкономической
деятельности через другие |
Виды цен во внешнеэкономической деятельности предприятия ...
Во внешнеэкономической деятельности предприятие
сталкивается с |
Свободные экономические зоны или зоны свободного ...
В той или иной мере многие тысячи предприятий
включены во |
Роль предпринимательской среды в деятельности предприятия.
внешнеэкономическая деятельность предприятия. Методы
исследования. |
Основным документом, регулирующим экспортные отношения ...
Особое внимание следует обратить на внедрение в
практику |
Деятельность предприятия. Экономика предприятия
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 1.
Формы внешнеэкономической |
В.Д. Новодворской) и др. — М.: Бухгалтерский учет,
1994. 7. |