Новое времяи Мы

Пять долларов Генри Форда, изменившие мир.

Дешевле… дешевле… еще дешевле...
Генри Форд. 1914
      В 1914 году Генри Форд неожиданно для всех стал платить рабочим невиданную по тем временам зарплату - 5$ в день. Последовала мощная волна выступлений профсоюзов буквально всех отраслей промышленности - требовали аналогичного повышения. Когда же коллеги-капиталисты выплеснули ему свое негодование тем, что он ввергает в опасный хаос устоявшийся рыночный порядок, последовал ответ: «А кто будет покупать мои автомобили?»
      Генри Форд не был ни этаким добряком, филантропом или уж тем более социалистом. Стремясь к максимальной прибыли, он пришел к пониманию того, что его растущей компании как воздух требуется широкий социальный слой людей, чей труд достаточно хорошо оплачивается. Иначе «Ford Motor Co» начнет «задыхаться» от невозможности сбыта продукции.
      Генри Форд сразу очертил круг своих потенциальных покупателей - миллионы рабочих, мелких фермеров, конторских клерков. Вряд ли он, поднимая вдвое зарплату, мог «просчитать» дальнейшее - спровоцированные этим профсоюзы, начав стачки, «выбьют» пятидолларовую ставку по всей Америке и простые люди вскоре станут покупать «фордики»? Он доверился своей интуиции и все сложилось как нельзя лучше как бы само собой.
      Как показала жизнь, Генри Форд «шестым чувством» пришел к формуле «народного автомобиля»: рабочий должен иметь возможность купить машину за год работы.
«Вопрос о заработной плате еще более важен для предпринимателя,
чем для рабочего. Низкая заработная плата погубит предприятие
гораздо скорее, чем она погубит рабочего» /Генри Форд/
      Нетрудно видеть, что это находится в прямом противоречии, за что ратуют экономисты «гайдаровского помета».
      Общепринятым был выпуск сразу нескольких моделей автомобилей. Чтобы это «потянуть» приходилось нескольким фирмам объединять усилия. Делать ставку на одну модель и уж тем более расширять ее производство считалось глупым. Велик риск смены вкуса покупателей и тогда компания мгновенно рухнет.
      А будущий автомобильный король нутром чувствовал - надо свои небольшие ресурсы сосредоточить на выпуске одной базовой модели. Непременно простой, прочной, надежной и вместе с тем способной многие годы удерживать любовь покупателя. А дальше наращивай производство, снижай издержки и цены…
      Прежде прерывистый процесс создания автомобиля благодаря конвейеру превратился в непрерывный плавный поток. Постепенно, обрастая все новыми деталями, со сборочной линии непрерывно сходили все новые машины. При главном конвейере были запущены и несколько малых, «боковых» для сбора отдельных блоков.
      Учитывалось все, что хоть как то могло влиять на производительность труда. Никаких луж, выбоин, ям - вся заводская территория, покрытая асфальтом и бетоном, содержалась дорожной службой в идеальном состоянии. Строжайше запрещалось курить и сорить - никому не приходило в голову бросить на пол или во дворе не то что мусор или окурок, но даже и спичку.
Постоянный рост производства и снижение издержек наряду с гениальной простотой и невероятной надежностью «Жестяной Лиззи» - ключ успеха.
      Максимальная специализация, когда рабочий выполнял только свою операцию, улучшала качество и существенно сокращала время на обучение. Ведь одно дело — обучить собирать двигатель целиком и другое - всего лишь устанавливать подшипники в коленвал.
      Увеличение вдвое благодаря конвейеру производительности труда и послужило трамплином успеха компании. Появилась возможность параллельно удвоить заработную плату рабочим, снизить отпускную цену на Ford Т и тем самым расширить сбыт.
      Наращивая производство и уменьшая издержки, опять появляется возможность снизить отпускную цену и вновь расширить рынок сбыта. .
В компании немедля меняли даже неизношенное оборудование на более совершенное, если это сулило хотя бы небольшую экономию.
С конвейера сходит 10 миллионный Форд Т (1924)
С конвейера сходит 10 миллионный Форд Т (1924)
      Серии большинства фирм насчитывали сотни, редко тысячи машин, а уже в 1915 году был выпущен миллион «Жестяных Лиззи», в 1921 году каждый второй (!) автомобиль в мире был выпущен его корпорацией. К моменту снятия с производства с конвейеров каждые 10 секунд(!) сходил новый «форд».
      В те годы автомобили в США стоили 1100 до 1700 $, а модели супер тянули на 2,5 тысячи. Вначале выпуска «Форд Т» цена была 950 $, а по мере роста объема производства постепенно и непрерывно падала до 230 $.
Генри Форд избегал брать займы у банков - проценты по кредитам, обогащая финансистов, привели бы к удорожанию автомобилей и спаду сбыта.
Кадры решают все…
Форд Т заполонил Америку
В 20-е годы фордовских изделий бегало по дорогам Америки
больше, чем других фирм вместе взятых
      Рост деловой активности в Детройте в те годы привел к высокому спросу на квалифицированных рабочих. И ранее Форд, предъявляя высокие требования к качеству, был весьма обеспокоен текучестью кадров. Конвейер потребовал не только значительного увеличения численности рабочих, ведь надо было ставить человека буквально на каждую завинчивающуюся гайку. Дело еще и в том, что рабочие, занятые на поточном производстве, в значительной мере зависят друг от друга. Если кто-то из них отсутствует или трудится медленнее других, то сразу возникают сложности с выполнением задания другими работникам конвейера. Теперь текучка превратилась едва ли не в главную проблему.
      Объявление о пятидолларовой ставке было сделано в условиях перехода фордовских заводов на работу круглосуточно в 3 смены по 8 часов (вместо 2 смен по 9 часов) и дополнительно компании требовалось пять тысяч человек.
     На следующее утро возле отдела по трудоустройству собралось около 10 тысяч человек, многие из которых приехали из других городов. Несмотря на то, что были вызваны крупные силы полиции, толпа хлынула к фабричным воротам и сметя охранников, проникла внутрь предприятия. С большим трудом, призвав подкрепление, полиции с помощью пожарных шлангов с водой удалось рассеять безработных.

Заводы Форда

      Увеличив производительность, конвейер одновременно потребовал снижения текучести кадров, заметного повышения интенсивности труда, а также ответственности рабочих.
      В кустарном производстве работник прямо руководствуется инструкциями и указаниями хозяина, а как добиться слаженной работы разнородного многотысячного коллектива, где за каждым нужен «глаз да глаз»?
      Спокойная работа расхолаживает, считал Форд и трудовые отношения в компании строил на солидарной ответственности и постоянной напряженности в работе.
      И Форд в который раз делает удивительный ход - объявляет об участии рабочих с января 1914 года в прибыли «Ford Motor Co». Тем самым в производственном процессе участвуют уже тысячи «хозяев» и каждый на своем рабочем месте проявляет инициативу. Рационализаторы, нашедшие как увеличить темпы производства или снизить его себестоимость, получали немалые премии..
      Одновременно он объявляет акционеров «трутнями и нахлебниками, которым не стоит давать ни единого цента», и направляет сэкономленные на этом деньги на развитие компании.
      Будучи пионером массового производства. Форд и первым пришел к открытию прямой зависимости успеха компании от ее работников.
     «У нас каждый рабочий — партнер по бизнесу. Неудивительно, что я делаю деньги, имея 20 тысяч партнеров, которые мне помогают, а не 20 тысяч таких работничков, которые к концу дня то и дело посматривают на часы». /Генри Форд/
      Для обеспечения непрерывности конвейера, запрещалось на рабочем месте разговаривать на отвлеченные темы, курить, смеяться, принимать пищу. Был предусмотрен один 15 минутный перерыв на ланч и туалет. За соблюдением порядка следили патрулировавшие цеха «шпики».
      Для работников компании была лучшая для того времени в США больница с минимальной платой за лечение.
      Была открыта промышленная школа с преподаванием ремесленных и общеобразовательных предметов. Имелась также бесплатная школа для иммигрантов, где те проходили социальную адаптацию и учили язык.
      Было замечено, что монотонную, однообразную работу подчас лучше выполняют инвалиды и компания стала первой, кто специально выделял для них рабочие места.
Заводы Форда       Созданная новая система трудовых отношений на фордовских заводах воспроизводила образ семьи. Ты для своей семьи всячески стараешься, ограничивая свои свободы, но зато и она тебя защитит, в беде никогда не оставит. Генри Форд видел себя в естественной роли «отца» семьи, у которого есть право воспитывать, наказывать и поощрять работников.
Оборотная сторона медали.
Генри Форд.
      Но у каждой медали есть и оборотная сторона. Массовое производство неизбежно нивелирует людей, развивая у них схожее поведение. И это характерно для любой социальной общности, объединенных единой целью, будь то армия, политическая партия или университет.
      В компании имелся «социальный отдел» для посещения жилищ рабочих и выявления проблемных семей и своя полиция, контролировавшая поведение работника завода за его стенами. Основанием для внесения в «черный» список могло быть донесение, что некто на досуге слушает джаз. Если рабочий был неспособен тратить зарплату разумно – на содержание семьи и пропивал деньги, то в конце его концов увольняли. Как правило. что этот человек уже не мог найти себе работы в этом городе.
      Все работники солидарно несли материальную ответственность и даже за незначительный брак могла быть наказана не только бригада, но и весь цех в целом. Форд мог по своей прихоти простить работника, совершившего серьезный проступок, и уволить любого за незначительный.
      Монотонные, бессодержательные, строго хронометрированные операции по «закручиванию гаек» (В.И.Ленин определил) «научной системой выжимания пота», доводили до полного изнеможения, сводили с ума. «Фордовские покойники» - так называли рабочих его заводов за соответствующий вид. Конвейер репортеры окрестили «бесчеловечной потовыжималкой».
      За великие победы и достижения всегда приходится платить дорогую цену - по другому никогда не бывает. И все-таки. Благодаря Генри Форду великое множество людей смогли не только без труда преодолевать расстояния, но и ощутить ни с чем не сравнимое чувство скорости, власти над временем и пространством.

Леонид Титов