«Слова о злых жёнах» в литературе Древней Руси

литература, культура, история «Слова о злых жёнах» в литературе Древней Руси

Захватив власть, большевики тут же принялись бороться с патриархальным строем и его фундаментом – Православием. В этой борьбе они объявили Русское Средневековье, как, впрочем, и всю ДОбольшевистскую историю России, эпохой тёмной, дикой и отсталой. Вся литература, написанная в русле православной традиции, была запрещена и в лучшем случае упрятана в архивы. В худшем – уничтожена. Поколения новых советских человеков не должны были догадаться, что на Руси до Ленина существовала великая культура. И тем не менее...



Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская.

Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения.

Моление Даниила Заточника



В древнерусской культуре была распространена целая традиция «Слов о злых женах».

А. С. Архангельский, автор книги «Творения отцов церкви в древнерусской письменности» (Казань, 1890 г.), считает, что она (традиция) пошла от Ефрема Сирина. Исследователь доказал, что приписывавшееся Иоанну Златоусту еще в греческой традиции слово Ефрема «На лукавых жен» в русской письменности стало известно под названием «Слово о женах злых и самовластных и богобойных». Оно вошло в состав «Златоуста» (15 в.) и «Измарагда» (вторая половина 14 в.).

литература, культура, история «Слова о злых жёнах» в литературе Древней Руси

Слово свт. Василия Великого о злобных женах. Фрагмент гравюры. XVIII в.

Вторым источником традиции «Слов о злых жёнах» послужили «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита – сочинение, известное по «Изборнику» Святослава 1073 года. Это самый ранний текст «Слова о злых женах», пришедший на Русь из Византии. Впоследствии он вошел в состав «Златоструя», «Измарагда», Пролога и Великих Миней-Четиих.



Что есть злая жена? Отгнание аггеломь, смирение диаволе, заключение жизни вечныя, введение в муку вечную. Добрая жена мужа своего любит и доброхот во всем.

А злая жена мужа своего по хрипту биеть немилостивно. А добрая жена по очем целует и по устам любовнаго своего мужа. А злая жена по очемь ожегомь чернит и помеломь забрызгиваеть, чтобы ослепнул. А добрая жена главу своему мужу гребнемь чешеть и милуеть его. А злая жена по рту и по зубом батагом биеть не отмахивая.

Слово о злых жёнах, сборник Ефросина



Опираясь на переводную литературу, русские книжники уже с 15 века активно создавали свои версии «Слов злых женах». Κ этому времени относятся списки второй редакции «Пчелы» (так называемой 68-главной), куда «Слово о женах» вошло в качестве 27-й главы. А также «Слова о женах» в сборнике Ефросина и списки сочинения Даниила Заточника. С этими памятниками связано и недавно обнаруженное в составе сборника 15 в. «Златая Матица» сочинение, озаглавленное «А сѣ ο злых женах».

Особенный интерес вызывают «мирские притчи» — небольшие сюжетные повествования (о муже, плачущем ο злой жене; ο продающем детей от злой жены; ο старухе, глядящейся в зеркало; ο женившемся на богатой вдове; ο муже, притворившемся больным; ο посекшем первую жену и просящем за себя другую; ο муже, которого звали на зрелище игр обезьян и др.). Из всех мирских притч, представленных в «Слове о злых женах» из сборника «Златая Матица», только одна — ο старухе, глядящейся в зеркало — восходит к греческому источнику. Остальные же известны нам только по древнерусским рукописям.



Горе граду тому, в нем же властелинствует жена! Горе, горе дому тому, им же владеет жена! Зло и мужу тому, иже слушает жены! В нынешних вецех мнози человецы грады многими владеют, а женам своим работают.

Здесь и далее - Беседа отца с сыном о женской злобе



В 17 в. антибабская тема занимает в литературе все большее место. Итогом развития её (темы) становится поучение-повесть «Беседа отца с сыном о женской злобе» анонимного автора.

«Беседа» построена как диалог отца и сына, которые высказывают диаметрально противоположные мнения о женской сущности. Отец доказывает, что все женщины по природе своей злонравны и наделены разнообразными пороками. Сын же, напротив, выступает защитником женщин. Повествование постепенно теряет изначальную диалогическую форму и переходит в монолог отца, точка зрения которого и торжествует в произведении.

литература, культура, история «Слова о злых жёнах» в литературе Древней Руси

«Беседа» прекрасна не только своим языком, аргументированностью позиции отца и охватом истории межполовых отношений с начала мира. Но и тем, что в нём дана одна из первых классификаций злых баб. Притом дана она в духе статей Мужского Движения 21 века, что позволяет говорить о неизменности бабской природы во все времена и при любых организациях общества – будь то патриархат или матриархат, 15 или 21 век:



Аще ли сицевую обрящеши: пронырливу, лстиву, лукаву, крадливу, блядливу, злоязычну, обавницу, еретицу, медведицу, лвицу, змию, скорпию, василиску, аспидну.



Призываю всех участников МД к изучению древнерусских «Слов о злых жёнах», а также к распространению этих «Слов» среди других мужчин.

.



При написании статьи использовались работы А. Г. Боброва и В. В. Яговца, а также сайты:

http://historicaldis.ru/blog/43835190790/SLOVO-O-ZLYIH-ZHENAH

http://maxpark.com/community/25/content/2029829

"Беседа отца с сыном о женской злобе": http://krotov.info/acts/17/azaryin/zloba.htm



Автор:



Администрация сайта не несёт ответственность за размещаемые пользователями материалы (тексты, фотографии или видео) и не проверяет их на авторские права. Мнение авторов статей и комментариев может не совпадать с мнениями и позицией редакции. В материалах не допускаются нарушения закона РФ, экстремизм, разжигание ненависти, мат, флуд, демагогия, троллинг и оскорбления. Администрация проекта призывает не нарушать законодательство РФ. Ознакомьтесь с правилами сайта здесь


+1187
6 часов назад
активист
3DenS
12.04
+5
Злые женщины (неверные, лживые, скрытные, льстивые, СДС короче). Добрые женщины (любящие мужчину (одного! Насовсем! Хахах, смешно, такое бывает? ☺ верные, честные, открытые, не флюродросящие). Оказывается, классификации женщин на злых и добрых уже несколько тысяч лет, и удивляет, что во все века о... показать полностью...
+410
В отпуске
Горе граду тому, в нем же властелинствует жена! Горе, горе дому тому, им же владеет жена!
МД было всегда)
+2706
1 день назад
активист
Георг Павел
12.04
+4
Павел:
МД было всегда)

Когда я стал читать "Беседу", мне было сложно поверить, что это не фейк. Настолько уж она похожа на всё то, что пишется на этом сайте.

Аще хощеши, сыне мой, без печали жити, то путче не женитися и опосле не тужити.
+4922
2 часа назад
активист
Иноземец42
13.04
Очень интересно, Георг. Прочитал с удовольствием!
+2787
1 день назад
активист
Sapotek
13.04
+1
Нет ничего нового под луной.(ТМ).
+736
В отпуске
Кстати, изображенные на вполне себе русской гравюре люди - в совершенно европейских одеждах, а у злой жены на ноге еще и туфля с каблуком. Интересно, какого все же года эта иллюстрация. И да, это лишнее свидетельство о свежеслепленности и переписанности истории прошлых столетий, где Русь такая поско... показать полностью...
Гость: Александр 29.12
Автор, спасибо большое за статью! Прочитал Беседу отца с сыном на одном дыхании.

"Яко же ров глубок не наполнится водою и огнь дровами, тако и злая жена николи же наполнится хотения своего, и злоба ихъ не умаляется, имея сокровище злобы, источникъ зла кипя непрестанно" (с)
+6
4 дня назад
Георг, спасибо большое за интересный материал!
С твоего позволения, размещен на дружественном ресурсе antiwomen.net в разделе Матчасть.


Перейти к началу комментариев Перейти к статье RSS-лента комментариев


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты




Комментарии пользователей ВКонтакте